Топливная система-комплекс агрегатов и узлов, обеспечивающая хранение и подачу топлива в камеры сгорания в двигателе внутреннего сгорания (далее-ДВС). Как и любая другая система может выходить из строя, изнашиваться или иметь рад недочетов, которые можно обнаружить при диагностике или осмотре.
В подавляющем большинстве случаев выход из строя любой детали сопровождается естественным износом комплектующих по причине длительной работы без грамотного технического обслуживания или диагностики.
Наиболее распространенными признаками неисправностей топливной системы являются:
Схема топливной системы состоит из ряда обособленных узлов, связанных топливными магистралями. Как только один из элементов выходит из строя, увеличивается износ других узлов. Таким образом, при отсутствии диагностики и ремонта возможна череда поломок, которая приведет к большим капиталовложениям.
Несмотря на обширный список возможных поломок и неисправностей, основными причинами проблем могут являться:
Некачественное дизельное топливо;
Попадание бензина в топливную систему;
Отсутствие качественного технического обслуживания;
Стиль езды, вызывающий повреждение и попадание воздуха в топливную систему.
При отсутствии дымности из выхлопной трубы при работе двигателя следует обратить внимание на работу плунжерных пар в системе ТНВД. Исправление подобной неисправности потребует замены или дефектовки топливного насоса высокого давления. Если же присутствует дым после запуска двигателя, то с большей долей вероятности проблема заключается в неправильном распылении топлива в камере сгорания по причине неисправностей форсунок.
Проблемы с форсунками также могут сказаться на запуске двигателя. Если система подачи топлива в камеру сгорания засорилась или неисправна, то запуск двигателя будет либо затруднен, либо ДВС вообще не запустится. Помимо проблем с запуском, при неисправностях в данной системе будут наблюдаться неравномерные холостые обороты двигателя как до, так и после прогрева мотора.
Помимо проблем с топливным насосом высокого давления и форсунками, возможны проблемы в работе самого топливного насоса, который может располагаться как непосредственно в топливном баке, так и быть выносным. Диагностировать неисправность топливного насоса можно первично без помощи компьютерной диагностики на слух. Перед запуском двигателя, как только включается зажигание, можно услышать слабое жужжание, исходящее из-под днища автомобиля. Если ранее у автовладельца подобный звук наблюдался, а в последствии ДВС перестал запускаться, несмотря на работающий стартер, то с большей долей вероятности проблема заключается в поломке основного топливного насоса. Если же все предохранители исправны, следует дальше обратить внимание на работу реле.
Не только вышеперечисленные узлы и агрегаты могут иметь неисправности при работе. Также возможны проблемы при работе непосредственно в системе подачи топлива, а именно в топливной рампе. Топливная рампа-специализированная трубка, которая служит для подачи топлива в форсунки. Топливо внутри нее находится под давлением благодаря работе регулятора давления. Обычно топливная рампа снабжается специализированным штуцером для установки манометра. При его отсутствии манометр устанавливается на участок между топливной рампой и топливным фильтром. После установки манометра может производиться процесс проверки работоспособности системы.
При слишком низких значениях давление в данной системе проблема может заключаться в некорректной работе нагнетателя топлива, забитом фильтрующем элементе или не в рабочем регуляторе топливного давления. Если при пережимании магистрали слива давление увеличивается, проблема заключается в поломке регулятора топливного давления.
После запуска двигателя давление в системе должно медленно снижаться примерно на 0,5 Мпа. Если после падения давления пережать магистраль слива или переходную трубку, то давление должно возрасти в 2 раза. Если этого не произошло, а рабочее давление в норме, то можно сделать вывод, что топливо не идет через сливной трубопровод, а изношенный электронасос не может преодолеть клапан регулятора топливного давления. Помимо вышесказанного возможен вариант с утечкой жидкости в шланге топливной подачи, который расположен в баке.
При проведении диагностики и измерений необходимо обращать внимание на стрелку манометра при работе двигателя на холостом ходу. Полностью работоспособная система отображается на манометре слегка подергивающейся стрелкой. Значительная амплитуда хода стрелки манометра сигнализирует о засорении сетки топливного нагнетателя.
После того, как мотор заглушен, давление в системе должно сохраняться. Если же давление начинает падать, то возможны одни из следующих неисправностей:
Неисправность обратного клапана электронасоса;
Разгерметизация форсунок;
Поломка регулятора топливного давления.
Для более точного определения причины падения давления в системе необходимо завести и заново заглушить двигатель, пережав патрубок подачи топлива. При снижении давления в данной ситуации неисправность будет заключаться в разгерметизации форсунок. В ситуации, когда давление остается неизменным, проблема заключается в поломке регулятора топливного давления.
Помимо описанных выше методов предварительной диагностики неисправностей топливной системы путем наблюдений и измерений, существует метод компьютерной диагностики неисправностей современного транспортного средства. Это обуславливается обилием электронных датчиков, которые рассредоточены по всем система автомобиля. Особо большое количество датчиков установлены в системах, связанных с подачей топлива, количеством и наполняемостью камеры сгорания топливовоздушной смесью и так далее. Обилие датчиков электронных систем, контролирующих работу различных систем автомобиля, позволяет диагностировать неисправности гораздо быстрее при меньших энергозатратах. Также компьютерная диагностика с большей точностью позволяет найти неисправность для ее дальнейшего исправления.
В конце хотелось бы отметить, что способов физической диагностики неисправностей топливной системы огромное количество, а возможностей для проверки агрегатов еще больше. Благодаря развитию электронных систем диагностики неисправностей вышла на новый уровень благодаря упрощению данного процесса.